02_.gif (187 bytes) ЖУРНАЛ "ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО"

 

Избранные статьи : 2000 г. Т.2 вып. 4(6)  

 
02_.gif (187 bytes) О журнале
02_.gif (187 bytes) Избранные статьи.
* Резник Юрий Михайлович — доктор философских наук, профессор, директор Института социальной инженерии Московского государственного университета дизайна и технологии, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук.

Вернуться назад

Ю.М.Резник

Человек и общество (опыт комплексного изучения)

3. Структура личности. Статусы — роли — диспозиции

3.1. Фундаментальная структура личности

В понимании структуры личности мы будем придерживаться следующих требований комплексного подхода.

Во-первых, структурная организация личности осуществляется по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности (как системообразующего фактора развития личности) и по основанию социальных отношений, в которые она вступает в процессе своей жизнедеятельности.

Во-вторых, подсистемы деятельности являются в одно и то же время ее этапами или стадиями, последовательно сменяющими и обусловливающими друг друга. В своей совокупности эти стадии образуют единый процесс деятельности.

В-третьих, они же выступают подсистемами самой личности как динамической и саморазвивающейся целостности.

В-четвертых, структурные элементы деятельности входят в систему ее социальных отношений не полностью, а лишь частично, опосредуя связи между субъектами и сторонами этих отношений.

Первое (“деятельностное”) основание структурирования личности используется преимущественно в психологии, а второе (“отношенческое”) — в социологической науке. Комплексный подход позволяет объединить оба основания в единую структурно-логическую схему.

Психологическая структура личности

Психолог рассматривает эту структуру с точки зрения психических свойств и качеств человека. С одной стороны, он выделяет в ней “побудительный” компонент, выражающий отношение человека к своей жизни и к миру в целом (направленность личности), а, с другой, “исполнительный” компонент, составляющий условия успешного выполнения его деятельности (способности).

Согласно З.Фрейду личность состоит из трех основных систем: ид (врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии), эго (исполнительный орган личности, выступающий посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его главное предназначение — сохранение и воспроизводство организма), суперэго (развивающая система личности, осуществляющая функции совести как морального самоконтроля и репрезентирующая традиционные ценности и идеалы общества). В определенном смысле личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид как биологическую составляющую, эго — как психологическую составляющую и суперэго — как социальную.

По мнению автора аналитической теории К.Юнга, личность состоит из нескольких дифференцированных систем. Наиболее важные из них следующие: эго (сознательный ум, центр сознания), личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы (“ядро” личного бессознательного, организованная группа чувств и инстинктов), коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков) и его архетипы (универсальные мыслительные формы или идеи, составляющие содержание коллективного бессознательного), установки (интроверсия и экстраверсия), функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция) и самость (центр всей личности).

Несколько иначе понимают структуру личности последователи Фрейда — Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан и представитель гуманистической психологии А.Маслоу. У Э.Фромма структуру личности определяют экзистенциальные потребности (потребности в установлении связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности). Основу личности, по К.Хорни, составляют невротические потребности, в том числе потребности в любви и доверии, в руководящем партнере, в ограничениях, во власти, в эксплуатации, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности). В структуре личности Г.Салливан выделяет такие компоненты, как динамизмы (мельчайшие энергетические единицы психики), персонификации (индивидуальные образы самого себя или других) и когнитивные процессы (переживания и представления).

В гуманистической психологии А.Маслоу (1908–1970) структура личности рассматривается в зависимости от ее базовых потребностей. Это — физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, в принадлежности и любви, в признании и самоуважении, в самоактуализации и личном самосовершенствовании. Над ними возвышаются метапотребности как бытийные ценности (потребности в познании и понимании, эстетические потребности)./1/ (См.: Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 77–106)

В отечественной литературе также встречаются различные интерпретации структуры личности. Известный отечественный психолог К.К.Платонов предложил иерархическую структуру личности, взяв за основу отношения биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного. В результате анализа он выделяет четыре подструктуры: 1) социально обусловленную и преимущественно содержательную подсистему направленности личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы и желания); 2) социально-биологические по своей сути и биологически врожденные процессуальные качества опыта (привычки, умения, навыки и знания); 3) формы отражения действительности, выступающие как особенности психических процессов человека (воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции и память); 4) биопсихические свойства (конституциональные, половые и возрастные, а также темперамент)./2/ (См.: Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. С. 138)

Однако в предложенной выше схеме в структуру личности входят биологические свойства человека, что противоречит общепринятому взгляду. По мнению другого отечественного психолога А.Н.Леонтьева, в ее структуру не следует включать биологически обусловленные предпосылки человека (темперамент и характер, способности и знания). Личность впервые возникает лишь в человеческом обществе, а человек начинает свою историю как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями./3/ (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 173) Следовательно, темперамент и характер, способности и знания являются скорее свойствами индивида, а не личности. Индивид — это генотипическое образование, формирование которого происходит в течение всей жизни. “Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека”./4/ (Там же. С. 176) Личностью не рождаются, ею становятся в процессе осуществления деятельности в обществе.

Социологический анализ структуры личности

Социологическое изучение структуры личности связано, прежде всего, с именами представителей ролевой и поведенческой концепций.

В ролевой концепции личности (Ч.Кули, Дж.Мид, Р.Линтон) ее структура рассматривается с точки зрения строения человеческого “Я”. Согласно теории “зеркального “Я” Ч.Кули, личность состоит из трех элементов:

1) представления о том, как нас воспринимают другие люди;

2) представления о том, как они реагируют на наше поведение;

3) представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Несколько иначе понимает структуру “Я” создатель современного интеракционизма в социологии Дж.Мид (1863–1931). Он характеризует личность как “Я”, состоящее из двух частей: “Я-сам” (реакция личности на воздействие других людей и общества в целом) и “Я-меня” (осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей). На этом основании строится образ обобщенного другого, благодаря чему личность оказывается в состоянии соотносить себя и свои поступки с другими людьми.

В отечественной социологии принято рассматривать структуру личности по основанию социальных отношений или как производную от социальной структуры общества./5/ (Кон С.И. Социологическая психология. М., 1999. С. 83) Это примерно соответствует системе “внешней” социальной соотнесенности личности, посредством которой она взаимодействует с обществом и другими людьми.

Например, И.С.Кон использует для описания структуры личности следующие понятия: “социальная позиция” (место индивида в системе социальных отношений), “социальная роль” (социально значимая функция индивида), “социальные интересы” (единство выражения внутренней, то есть деятельностной сущности и отражения объективного мира) и “ценностные ориентации”. При этом из поля зрения социолога выпадают субъективные моменты социальной деятельности личности (мотивы, цели, диспозиции).

По нашему мнению, структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием социальной структуры общества в целом, а, с другой, как социальная структура в узком смысле.

Комплексный анализ структуры личности

Комплексный подход к исследованию структуры личности предполагает учет обоих оснований ее дифференциации — “деятельностного” и “отношенческого”. Соотношение между ними можно представить при помощи категорий “содержание” и “форма”. С точки зрения содержания выделяется фундаментальная структура личности, а со стороны ее формы социальная структура.

Фундаментальная структура личности разрабатывается в рамках комплексного изучения на основе последовательного применения деятельностного подхода и принципа единства всеобщих (родовых), особенных (индивидных) и единичных (индивидуально неповторимых и уникальных) качеств. Данная структура образуется совокупностью функционально связанных друг с другом компонентов, которые являются необходимыми и достаточными для осуществления полноценной деятельности.

Можно предположить, что в структуре деятельности личности выделяется пять подсистем: (1) система общего ориентирования, направляющая поведение человека во времени и пространстве, в том числе в социокультурном времени и пространстве (жизненные смыслы, ориентации и стратегии); (2) система мотивации, оказывающая стимулирующее и активизирующее воздействие на его поведение (потребности, интересы и мотивы); (3) система целеполагания и волевого решения, обеспечивающая устойчивые ориентации личности соответствующими решениями (цели и решения); (4) технологическая система, обеспечивающая реализацию его ориентаций необходимыми способами и средствами деятельности (поведенческие технологии); (5) поведенческая система, раскрывающая весь потенциал субъекта в поведенческой сфере (реальные акты поведения); (6рефлексивная система, регулирующая и контролирующая как сам “запуск”, так и другие стадии деятельности (рефлексивное отражение).

Приведенная выше структура личности как субъекта деятельности является общей для всех социальных наук, в том числе и для психологии, и социологии.

Согласно второму принципу, каждому системному качеству личности соответствуют определенный вид деятельности и та или иная группа фундаментальных (базовых) социальных качеств (см. табл. 3).

Таблица 3.

Системное определение

Вид
деятельности

Группы фундаментальных (базовых)
социальных качеств и характеристик

Личность как родовой человек (базисный тип личности и ее идеал)

Родовая
деятельность

Социально-значимые и социокультурные качества, обусловленные процессами социализации и существующие в виде обобщенных образов и установок (архетипы, коллективные представления и диспозиции)

Личность как индивидуальность (отдельная личность)

Индивидуальное поведение

Личностно-значимые качества, проявляющиеся в конкретных ситуациях (субъективные желания, намерения и смыслы жизни)

Личность как индивид
(модальная личность)

Социальное (ролевое)
поведение

Социально-типические качества, свойственные индивиду как представителю социальных общностей и существующие в типовых ситуациях взаимодействия (социальные позиции, роли и нормативные ожидания)

Социальную структуру личности следует рассматривать в свою очередь как систему “внешней” и “внутренней” соотнесенности личности с обществом или социальным окружением. При этом социальные статусы выражают “объективные” позиции личности в социальном мире или пространстве, диспозиции — “субъективные” позиции или субъективный срез статусов. Связующим звеном между ними выступают, с одной стороны, элементы “внешней” активности (потребности, интересы, ценности), обусловливающие статусные позиции, а, с другой, элементы “внутренней” активности (ценностные ориентации, мотивы и цели), определяющие диспозиции личности. Социальные роли, опосредующие процессы взаимодействия личности и общества, характеризуют динамический аспект социальной структуры личности.

Соотношение между “статическим” и “динамическим”, “деятельностным” и “отношенческим”, “субъективным” и “объективным” аспектами структурной дифференциации личности покажем при помощи таблицы (см. табл. 4).

 

Таблица 4.

Способы структурирования личности

Уровни структурной организации личности

“Объективный” уровень

“Субъективный” уровень

“Статика”

Элементы деятельности

Социальные ориентации и представления

Потребности
Интересы
Ценности

Мотивы
Цели
Ценностные ориентации

Элементы социальных отношений

Социальные позиции

“Объективные” позиции (статусы)

“Субъективные” позиции (диспозиции)

“Динамика”

Элементы деятельности

Единичные социальные действия

Элементы социальных отношений

Социальные роли

Способы ролевого поведения (модели)

Ролевые ожидания
и установки

При рассмотрении структуры личности в рамках комплексного исследования необходимо отметить следующее.

– В научной литературе фундаментальная структура личности определяется по одному из оснований — “деятельностному” и “отношенческому”.

– По первому основанию в структуре личности выделяются основные подсистемы, соответствующие определенному этапу деятельности — ее предпосылкам и процессу, целям и мотивации, средствам; по второму — компоненты устойчивых отношений, складывающихся между личностью и ее социальным окружением и образующих в своей совокупности социальную структуру.

– Если психология уделяет преимущественное внимание анализу фундаментальной структуры личности как основы ее деятельности и общения, то социология изучает преимущественно ее социальную структуру.

– С точки зрения комплексного анализа личность характеризуется единством фундаментальной и социальной структур.

– Фундаментальная структура личности включает функционально связанные компоненты, необходимые и достаточные для осуществления полноценной деятельности.

– Социальная структура личности характеризует как “внешнюю”, так и “внутреннюю” соотнесенность человека с социумом.

 

 

3.2. Социальная структура личности и ее измерения

Социальная структура личности выступает в двух отношениях: с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а, с другой, в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). Иными словами, “внешняя” соотнесенность личности выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов), а ее “внутренняя” соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций).

Социальная структура личности является общим объектом социологии и социальной психологии. Линия разделения между ними может быть намечена лишь весьма приблизительно. Так, в социологии социальная структура личности изучается преимущественно с точки зрения “внешней” соотнесенности человека с социумом, а в социальной психологии — со стороны его “внутренней” соотнесенности. Однако строгое различие между обоими подходами в научной литературе не проводится.

Статусно-ролевая структура личности

В объективном смысле социальная структура представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами (индивидами и группами). Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействий относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, и, в-третьих, обусловленные статусом и нормативным требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли), исполняемые актерами.

Определим вначале исходные понятия “статус”, “социальная позиция” и “социальная роль”. Наиболее полно статусно-ролевая структура личности описана в ролевой теории (Ч.Кули, Дж.Мид, Р.Линтон) и функционализме (Т.Парсонс, Р.Мертон).

 

 

 

Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч.Кули. Основные же ее положения сформулированы социальным психологом Дж.Мидом, а сами понятия “статус” и “роль” впервые введены в научный оборот в 30-е годы XX века социальным антропологом Р.Линтоном.

В интеракционизме Дж.Мида значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию “обобщенного другого”. Данное понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью.

Если Дж.Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р.Линтон описывает, прежде всего, социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определяется как “динамический аспект статуса”. Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.

Функционалисты (Т.Парсонс, Р.Мертон) рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли. Так вычленяется, по Т.Парсонсу, собственная социальная подсистема человеческого действия.

“Фундаментальной чертой всех человеческих обществ, — подчеркивал Т.Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов… Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа”.

Система социальных ролей характеризуется, по Т.Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).

С этим связана непосредственно теория ролевых и статусных наборов Р.Мертона (р. 1910). Она фиксирует то обстоятельство, что индивиды, занимающие те или иные статусы, находятся во взаимодействии с другими партнерами, обладающими разными ожиданиями из-за различий своих позиций в социальной структуре. Самое интересное в теории ролевых наборов — это то, что она обращает внимание на различие, несовместимость и даже конфликты между ожиданиями (экспектации) людей, занимающих различные статусные позиции.

 

Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.

Для предотвращения ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей — их более эффективное исполнение. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли.

Например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной из ролей.

Каково же современное значение понятий “статус” и “роль”. Надо признать, что оно мало изменилось со времен Р.Линтона. Под статусом в научной литературе понимается, как правило, определенный круг прав и обязанностей, привилегий и свобод, которыми располагает личность в данной социальной системе независимо от ее субъективных устремлений.

Статусы классифицируются по ряду признаков. В зависимости от социальной значимости и веса в обществе выделяются главный и второстепенные (вспомогательные) статусы. По характеру происхождения различают “приписанные” (аскриптивные) статусы, сформированные благодаря внешним, неконтролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, нация), и “достигнутые” (приобретенные) статусы, зависящие от реальных достижений личности в конкретной области ее жизни.

В современной интерпретации понятия “социальная роль” выделяется обычно несколько значений: (1) динамический аспект реализации того или иного статуса (позиции); (2) нормативно одобренный способ поведения личности (образец); (3) совокупность требований, предъявляемых к определенному статусу (позиции). Каждое из этих значений фиксирует тот или иной аспект ролевой структуры личности. Динамический аспект представлен совокупностью последовательных действий, связанных с реализацией конкретного статуса. Ролевые действия личности, получившие нормативное одобрение и поддержку, составляют ядро социальной роли. Нормативный аспект (нормативная структура) характеризует, с одной стороны, набор требований (предписаний, пожеланий, оценок), а, с другой, нормативные ожидания других участников взаимодействия.

В зависимости от тех или иных ситуаций, социальные роли подразделяются на несколько классов.

Так, основоположник социометрии Дж.Морено различал психосоматические роли (биологическая обусловленность и бессознательный характер проигрывания), психодраматические роли (соответствие конкретным требованиям социального окружения) и социальные роли (статусная обусловленность и заданность исполнения ролей). Т.Шибутани выделял конвенциальные роли, обусловленные требованиями среды или системы, и межличностные роли, определяемые самими участниками взаимодействия в зависимости от конкретной ситуации.

Различие между статусом и ролью заключается в следующем: во-первых, статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми (структурный аспект социальной структуры личности), а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса (позиции); во-вторых, понятие статус подчеркивает относительно устойчивое (“статическое”) положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.

Для характеристики отношений между статусами и ролями ученые предложили ввести целый ряд понятий: “противоречивость статуса” и “статусная кристаллизация”, обозначающие меру согласованности между собой различных статусов личности (Ж.Ленски); “ролевая дистанция” (И.Гоффман), “ролевой конфликт”, “ролевые напряжения”, “ритуалы перехода” и др.

Приведем некоторые определения и пояснения. Ролевые напряжения характеризуют факты несоответствия внутренних установок личности (готовности действовать определенным образом) требованиям, предъявляемым социальным окружением к исполнению ролей. Под ролевым конфликтом понимается наиболее острая форма ролевого взаимодействия, ведущая к противостоянию его сторон.

В культурной антропологии для обозначения специальных процедур и практик перехода от одного статуса к другому используется понятие “ритуалы перехода”.

Еще в начале XX века А.Геннеп рассматривал ритуалы как средство, облегчающее сложности освоения нового статуса и комплекса ролей. В структуре ритуала он вычленял три стадии: долиминальная (отделение), лиминальная (переход) и постлиминальная (воссоединие). Примечательно, что эти процедуры и социальные церемонии сохранили свое значение и по сей день. Например, чиновник, получивший новую должность, вначале символически отделяется от своего прежнего статуса (документальное подтверждение нового назначения), затем постепенно адаптируется к статусу, извещая окружающих о переменах в собственной карьере, и, наконец, включается в систему в новом качестве, присваивая себе связанные с ним ресурсы (занимает кабинет начальника, получает иные блага и возможности).

 

Диспозиционная структура личности

На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции (“субъективные” позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности — устойчивая направленность на определенные ценности.

Так что же такое диспозиция? В буквальном смысле данное понятие означает расположение или предрасположенность субъекта к чему-либо.

Теория диспозиций личности опирается на научные достижения как психологии личности, так и социальной психологии.

Общепсихологическая теория диспозиций принадлежит одному из самых известных и популярных ученых XX века Гордону Оллпорту./5/ (На положениях этой теории базируется, как известно, диспозиционная концепция регуляции поведения личности отечественного социолога В.А.Ядова (См.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89–105) Приведем основные идеи его диспозиционной теории:

1) “каждый человек обладает уникальным набором черт, во многом определяющим его поведение в различных ситуациях. Следовательно, человек демонстрирует определенное постоянство в своих действиях, мыслях, эмоциях независимо от течения времени, событий и жизненного опыта;

2) каждый человек уникален. В мире невозможно найти людей, абсолютно идентичных друг другу”./7/ (См.: Олпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998. С. 3–4.)

Личность как динамическая психофизическая система строится из первичных компонентов — темперамента, интеллекта и физической конституции. Далее Г.Оллпорт выделил общие черты, характерные для данной культуры, и индивидуальные черты — диспозиции. Последние он подразделяет на три типа: (1) кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки; (2) центральные, из которых строится “ядро” личности (проприум) и которые определяют ее индивидуальность; (3) вторичные, то есть носящие производный характер (привычки, особенности в одежде, еде, поведении).

Диспозиции личности характеризуются интенцией — направленностью, которая включает различные устремления и желания личности (планы, амбиции)./8/ (Там же. С. 7.)

В мировой социологии и социальной психологии основателями диспозиционной теории личности по праву считают американских исследователей У.Томаса и Ф.Знанецкого (1882–1958). Они ввели в научный оборот понятие “аттитюд” (установка), выражающее направленность личности на тот или иной вектор поведения.

В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается далее В.А.Ядовым. Под диспозицией понимается обычно предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

В.А.Ядов выделяет три уровня диспозиций:

1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей — потребностей в еде, жилище и пр.

2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях.

3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов (система ценностных ориентаций, связанных с высшими целями индивида).

В.А.Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентаций); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.

Подведем краткий итог рассмотрения социальной структуры личности. В концепциях социальных статусов и ролей, определяющих объективный уровень социальной структуры личности, необходимо усвоить следующее:

– Социальный статус характеризует место (положение) личности в системе социальных отношений (группах, организациях) в соответствии с ее рангом (“ниже — выше”) или конкретными правами/обязанностями.

– Каждый человек обладает множеством социальных статусов (статусный набор), один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие — второстепенными.

– В зависимости от жизненной ситуации носителя статусы подразделяются на приписываемые, заданные внешними, неконтролируемыми личностью обстоятельствами (происхождением, расой), и достигаемые, являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий (заслуги, образование).

– Социальная роль выражает динамическую сторону статуса или нормативно одобренный способ поведения личности.

– Социальный статус реализуется, как правило, в системе социальных ролей — ролевом наборе.

– Социальные роли включают в себя, с одной стороны, нормативные требования (предписания, пожелания), а, с другой, нормативные ожидания участников взаимодействия.

– Ролевое поведение является результатом исполнения роли, которому предшествуют процессы обучения и принятия ролей.

– В случае расхождения между реальным поведением и нормативными предписаниями и ожиданиями могут возникать ролевые напряжения и конфликты.

– Для предотвращения ролевых напряжений и преодоления конфликтов участники взаимодействия используют несколько процедур: рационализация, разделение и регулирование ролей.

Выделим теперь самое главное в исследовании диспозиционной структуры личности в социологии и социальной психологии:

– На субъективном уровне структурной организации личности формируются диспозиции (как субъективные позиции и установки) и ролевые ожидания.

– Диспозиции — это индивидуальные черты, присущие каждой отдельной личности независимо от ее статуса и определяющие общую направленность ее жизненного процесса (планы, перспективы).

– В структуру диспозиций личности входят высшие или центральные установки и ценностные ориентации, базовые или обобщенные установки и “низшие” или ситуативные установки.

– Согласно концепции диспозиционной регуляции поведения, личность осуществляет выбор линии поведения в зависимости от той или иной ситуации; в конкретных ситуациях ей “помогают” простейшие или элементарные диспозиции, а в более сложных — обобщенные и высшие.

Таким образом, комплексный анализ социальной структуры личности предполагает с самого начала выявление ее “внешних” связей с социальным окружением (статусы и роли) и “внутренних” связей (диспозиции), что принципиально отличается от социологических и социально-психологических аспектов анализа. Тем самым преодолевается граница между чрезмерным “объективизмом” социологии и “субъективизмом” социальной психологии.

 

4. Социальная динамика личности. Социализация и активность личности

4.1. Что такое социализация?

 

Понятия социализации и инкультурации

Процессы взаимодействия личности и общества подразделяются на структурные (развитие внешней и внутренней отнесенности) и динамические (соединение элементов “привнесенности” и “привносимости”). Если структурные процессы, определяющие взаимоположение субъектов, характеризуют развитие социальной структуры личности, то процесс социализации формирует ее в качестве полноценного субъекта деятельности.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и “чужой” (влияние родителей, обучение).

В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества. Это — “инкультурация”, “аккультурация” и “интернализация” (“интериоризация”). Первый из них указывает на “процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит”./9/ (См.: Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. С. 387) Второй — на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры. Третий термин означает перенос “внешних” форм опыта во “внутренний” план личности.

Введение этих и других понятий в научный оборот объясняется недостаточностью или неполнотой смыслового содержания исходного термина “социализация”. Последний не охватывал, например, когнитивные моменты культуры (знания, верования, ценности). Не случайно поэтому американские культурные антропологи (М.Херсковиц, К.Клахкон и др.) предпочитали употреблять вместо него термины “инкультурация”, “культурализация”./10/ (См.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998. С. 251)

Основные тенденции и формы социализации

Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией.

 

Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире “объективных мыслительных форм” культуры — ценностей, норм, идей, и их преобразования в субъективно-идеальный мир и, с другой, как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения.

 

Индивидуализация характеризует в свою очередь процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформации субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.

Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.

По времени осуществления социализация подразделяется на “первичную”, продолжающую от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и “вторичную”, происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей или ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоциализацию и социализацию пожилых людей. Наряду с понятием ресоциализация” в научной литературе встречается также понятие “десоциализация”, обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни (преступники, пьяницы, наркоманы).

4.2. Структура и механизмы социализации

Структура социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), условия и механизмы. Проблема “стадиальности” и механизмов процесса социализации разработана в большей степени психологами. Социологи же уделяют преимущественное внимание изучению агентов и условий социализации.

Стадии или этапы социализации

В науке сложились и продолжают существовать несколько концепций развития личности в процессе ее социализации. Большинство из них берут за основу развития какой-либо один фактор, например, биологическое, психическое или социальное происхождение и развитие. Разделим условно эти концепции на универсальные, охватывающие весь жизненный цикл личности, и частные, относящиеся к первичной социализации личности. Причем психологические и социально-психологические концепции ограниваются в основном рассмотрением первичной социализации.

По мнению Дж.Г.Мида, первичная социализация включает несколько стадий, связанных с формированием “Я”: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей референтной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа “обобщенного другого”).

В концепции З.Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями. Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются родителями и другими людьми, а также собственным суперэго. В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через полость рта — от приема пищи и пр.), анальная (ребенок научается ходить на горшок), фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений), генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости).

Известный французский ученый Ж.Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.

До 2 лет – сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира).

2–7 лет – предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений).

7–11 лет – стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами).

12–15 лет – стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

К числу универсальных учений о социализации следует отнести психологические концепции Э.Эриксона и Л.Колберга. В свое время идеи З.Фрейда были пересмотрены и дополнены Э.Эриксоном. Он предложил ввести критерии психического развития “Я”, связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. Становление личности не заканчивается, по его мнению, в подростковом периоде, а продолжается весь ее жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными.

Доверие — недоверие – грудной возраст;

Автономия — сомнение – возраст 1–2 года;

Инициатива — чувство вины – возраст 3–5 лет.

Трудолюбие — неполноценность – младший школьный возраст (6–11 лет);

Идентификация — диффузия – юность (12–18 лет);

Интимность — одиночество – начало взрослого периода;

Творческая активность — застой – средний возраст;

Умиротворение — отчаяние – старость

 

 

В основу выделения стадий социализации американский ученый Л.Колберг положил критерии нравственного развития детей, в том числе формирование способности к сопереживанию (эмпатии). Однако эти стадии не связаны с определенными возрастными периодами. Две первые направлены на освоение детьми механизмов наказания и поощрения. Третья позволяет различать понятия о хорошем и плохом поведении. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и принимают правила поведения, господствующие в нем. На пятой у человека формируются нравственные убеждения. Он начинает осознавать противоречия между различными нравственными позициями. Шестая стадия нравственного совершенствования определяется способностями к осознанному нравственному выбору, утверждением универсальных ценностей и принципов жизни, в том числе служение обществу, забота о ближних (ее достигают далеко не все люди, а лишь немногие из них).

В отечественной литературе известны попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Г.М.Андреева вслед за другими учеными предлагает различать дотрудовую стадию, включающую раннюю социализацию и этап обучения, трудовую и послетрудовую стадии.

 

Агенты и условия социализации

Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников, группы сверстников и знакомых, школу (вуз), средства массовой информации. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов.

На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии большое значение имеет коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.

Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это — экономические, социально-политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.

 

Механизмы социализации

В научной литературе выделяют, прежде всего, психологические механизмы социализации.

Одним из первых это попытался сделать З.Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения — исключения, имитации, запрещения, замещения (подстановки), идентификации.

В концепции ролевого поведения Дж.Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание “обобщенного другого” происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли — это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение роли — фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям.

Перейдем теперь к изложению основных моментов, характеризующих содержание концепций социализации:

– Социализация определяется обычно как процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в данном обществе и определяющих степень ее включенности в систему социальных отношений.

– Социализацию необходимо рассматривать как двусторонний процесс: с одной стороны, как принятие правил поведения, типичных для данной общности (типизация), с другой, как активное воздействие личности на свое социальное окружение, создание новых, индивидуально окрашенных форм жизни и опыта (индивидуализация).

– Процесс социализации осуществляется в разных формах в зависимости от возраста и социальных условий (первичная и вторичная социализация, социализация взрослых и пожилых людей, ресоциализация и десоциализация).

– Процесс социализации подразделяется также на разные стадии или этапы (например, дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии и т.д.).

– Агентами социализации могут быть как целые институты и группы, так и отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности на той или иной стадии.

– В качестве механизмов социализации можно рассматривать, прежде всего, способы освоения ролей (принятие, исполнение и обучение).

 

4.3. Активность и стратегия жизни личности

Понятие “активность” характеризует системообразующий признак, определяющий в одном случае системные качества человека (широкое понимание), а в другом — степень его участия в социальной жизни (узкий смысл).

Социальная динамика личности имеет также “внутренне” детерминированную сторону, которая выражается в ее активности и направленности на сознательное конструирование своей жизни. Высшей формой активности личности в современном обществе выступает ее гражданская активность.

 

Активность и жизненная позиция личности

В узком смысле активность — деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся как в форме общественно-полезной, созидательной и творческой деятельности, так и в форме антиобщественной деятельности, отклоняющегося (девиантного) поведения. Характеризуется высокой степенью интенсивности осуществления, динамичностью и способностью производить изменения (преобразования).

В отечественной социологии и психологии проблема активности личности разработана недостаточно./11/ (См.: Активность и жизненная позиция личности. М., 1988; Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности // Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984; Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987; Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. К., 1984; Жизненный путь личности. К., 1987; Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). К., 1985; Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., 1974; Матвеев Ю.И. Социальная ориентация личности. М., 1990; Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995; Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира. (введение в социологию жизни). М., 1995; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979; Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988; Стиль жизни личности. К., 1982; Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М., 1990 и др)

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность. Это — способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.

В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон.

 

Активная жизненная позиция — устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития. Однако критерий правильности (истинности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и гражданских свобод личности. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества.

 

Гражданская активность личности

На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность — форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов.

Гражданская активность относится к особому типу социальной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно — степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности.

Гражданская активность личности противостоит формальной (декларированной) активности, характерной для тех типов обществ, в которых господствует авторитарный или тоталитарный режим. Ее критерием является не внешняя лояльность режиму, как это имеет место в авторитарно-бюрократических системах, а сознательное, заинтересованное и рационально-критическое отношение субъектов (индивидов, групп) к делам общества и государства, стремление оказывать влияние на выработку и реализацию решений, затрагивающих как их собственные (особенные), так и общественные интересы.

В цивилизованном обществе гражданская активность личности не выходит за рамки, устанавливаемые законом (если последний не противоречит основополагающим правам граждан) и другими способами общественной регламентации (нравственными нормами, правилами, соглашениями). При этом наблюдается следующая тенденция: чем более развито общество в экономическом, политическом и культурном отношении, тем шире и разнообразнее гражданская активность его членов.

Гражданская активность личности проявляется во всех сферах жизни современного общества. В экономической области она реализуется в форме защиты и поддержания права собственности и свободы предпринимательства, в разрешении трудовых конфликтов, в заключении взаимовыгодных сделок и развитии партнерских отношений, в ограничении государственной монополии на производство и распределение товаров. В политической сфере она выступает в форме участия граждан в государственном управлении посредством механизмов непосредственной и представительной демократии (выборов, референдумов и пр.), в деятельности добровольных общественно-политических объединений и ассоциаций, в развитии местного самоуправления. В духовно-идеологической области гражданская активность осуществляется в альтернативных формах образовательной, научной, религиозной и художественной деятельности людей. В сфере социального воспроизводства она представлена в форме разнообразных организаций и движений, выступающих за здоровый образ жизни, охрану природы и окружающей среды, права материнства и детства, развитие семьи, поддержку пожилых людей, сохранение этнических меньшинств.

В каждой сфере общественной жизни личность вырабатывает и реализует ту или иную стратегию гражданского участия.

В научной литературе какой-либо общепринятой типологии форм гражданской активности не существует. Однако чаще всего выделяют такие институциональные типы или формы, как, например, гражданские акции, гражданские инициативы и гражданские движения.

Гражданская активность выражается в гражданственности личности. Понятие “гражданственность” соединяет в себе черты всеобщей (общечеловеческой) и особенной (национальной) родовой культуры. Гражданственность — это, прежде всего, органический сплав “высших” (а не просто общевидовых или индивидуально-личностных) родовых свойств человека, взятых в их идеальном воплощении и реальном бытии.

Принимая во внимание данный критерий, попробуем сформулировать основные черты гражданской личности, свойства ее гражданственности. В качестве классификационного требования, позволяющего детализировать и обосновать указанный критерий, рассмотрим единство интегративных характеристик сторон социального бытия человека (социокультурных модальностей) — деятельности, общения и сознания.

Любая из приведенных черт, которая не может быть выражена при помощи данных характеристик, считается недостаточной и не соответствующей принципу целостности. С этой точки зрения гражданственность как способ бытия личности в современном гражданском обществе характеризуется следующими чертами (см. табл. 5):

 

Таблица 5.

Основные черты гражданственности личности

Базовые модальности гражданской активности личности
и особенности их проявления в современном мире

 

Деятельность

Общение

Сознание

Конструктивная творческая
активность

– конструктивная, созидающая деятельность;
– постоянное инициирование новых дел, предложений

– заинтересованное, творческое общение, ориентированное на позитивное содержание

– активная жизненная позиция;
– творческий динамизм;
– склонность
к инициативе

 

Сознательность
и целенаправленность

– рефлексивная и самопрограммируемая активность

– избирательное и целеориентированное общение

– осознанное отношение к жизни;
– целеустремленность

Свобода
и ответственность

– свободная реализация творческих сил;
– добровольное участие в общественных делах;
– ответственное исполнение избранной деятельности

– свободное общение с другими людьми;
– добросовестное выполнение обязательств перед другими

– стремление человека быть самим собой и реализоваться во всей полноте жизни;
– ответственное отношение к общественным делам и другим людям

Солидарность

– практическое решение совместных проблем;
– участие в коллективных проектах и программах

– реальное сотрудничество и партнерство с другими ради достижения общих (родовых) целей

– готовность к коллективным действиям и сотрудничеству;
– солидарная ответственность

Гуманность

– бескорыстное служение людям, реальная забота о них

– добровольное и безвозмездное оказание помощи другим людям

– гуманизм
и человечность;
– милосердие и сопереживание

Духовность

– в широком смысле: деятельность, направленная на постижение и создание духовных, трансцендентных ценностей; в узком смысле: сознательный выход в экзистенциальное измерение жизни (самоанализ и пр.);

– духовное общение, основанное на общих верованиях или переживании трансцендентного и экзистенциального опыта;

– воспитание себя и других путем обращения к высшим ценностям бытия;

– осознание человеком своего предназначения и творческой миссии в мире;

– “созерцание жизни” или экзистенциальное самоуглубление;

– ориентация на поиск “высших” смыслов бытия;

“Сверхнормативность”

– установление внутренних пределов собственной активности;

– вненормативная саморегуляция

– общение, в котором соединяются требовательность к себе с разумной требовательностью к другим

– способность к самоограничению во имя разделяемых идеалов и ценностей;

– самодисциплина

 

 

Данный перечень “высших” родовых свойств человека не является исчерпывающим или законченным. На сегодняшний день их единство (ансамбль) можно рассматривать лишь в идеально-типическом плане. Идеальная гражданственность как исключительно искусственный феномен, сформированный в процессе культурной эволюции, выступает желаемой или предельно возможной вершиной культурного развития человека. Реальная же гражданственность в большинстве стран мира далеко не всегда и не в полном виде демонстрирует нам данную модель. Однако ее относительность не означает принципиальной недостижимости или, напротив, абсолютизации, универсализации тех или иных свойств человека.

 

Активность и жизненная стратегия личности

Понятие “стратегии жизни” относится к сознательным проявлениям человека, выступающего в качестве субъекта активности, поведения и деятельности. С этим связана необходимость предварительного уточнения понятий “человек”, “индивидуальность”, “индивид” и “личность” применительно к контексту планирования будущего. Стратегии жизни являются непосредственно деятельностным состоянием личности.

Жизненные стратегии не являются единственным способом организации жизни личности. Наряду с ними в развитии личности “принимают участие” способы ведения жизни (форма, уклад и стиль жизни), способы определения жизненных ситуаций (жизненная позиция и линия), способы описания жизни (жизненная история, биография) и способы символического конструирования жизни (жизненные планы и сценарии).

Жизненные стратегии выступают объектом целого комплекса наук о человеке и обществе — социологии, психологии и культурной антропологии. Каждая из них изучает свой аспект (сторону) жизненного мира личности. Психология рассматривает его психическую сторону, а также преимущественно личностный, субъективно-значимый аспект и уровень организации социального. Культурная антропология делает предметом своего исследования культурный аспект социального измерения жизненных стратегий, а также взаимоотношения личностного и культурного аспектов (исследовательское направление “культура-и-личность”). Социология выделяет в качестве предмета своего изучения институциональный аспект (институциональные связи и закономерности) формирования и развития этих стратегий.

Жизненные стратегии выступают элементом и уровнем иерархически сложного комплекса активности человека. Они являются в широком плане элементом деятельности (как сознательно регулируемой и адаптивно-адаптирующей активности человека) и непосредственно компонентом одной из подсистем деятельности — системы ориентирования личности.

Приведем определение жизненных стратегий, наиболее полно выражающее их социально-психологическую специфику. Это — динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте. Эта система направляет и регулирует ее поведение в течение длительного времени.

 

Специфика социологического изучения стратегии жизни

Социальная специфика жизненных стратегий представляет собой основной вопрос их социально-научного познания. Социолог в отличие от психолога акцентирует свое внимание не на “внутренних”, субъективно-личностных компонентах жизненных стратегий, а надсоциальных, “внешне заданных” аспектах их функционирования и развития.

Предметом социологического изучения являются устойчивые, повторяющиеся, эмпирически фиксируемые, типические и институциональные (организационно упорядоченные) формы стратегического сознания и поведения личности. Социального ученого интересует не субъективный, а интерсубъективный (или точнее — надсубъективный) уровень организации стратегической деятельности.

В этом смысле стратегия жизни — это социально (социокультурно) обусловленная система ориентирования личности в жизненном пространстве, принятая на долговременную перспективу. Ее социальность определяется совместным и интерсубъективным характером (способом) жизнедеятельности личности. Стратегия любой деятельности всегда есть результат социального опыта людей, существующих, как известно, не изолированно друг от друга, а в едином универсуме (социокультурном пространстве).

Комплексное, системное исследование жизненных стратегий учитывает единство психических и социальных, интернальных и экстернальных сторон стратегической деятельности личности. Оно включает, следовательно, два взаимосвязанных аспекта: анализ внешних рамок этой деятельности и изучение ее внутреннего состояния. В первом случае стратегия жизни рассматривается в более широком контексте человеческой деятельности, а во втором — с точки зрения его структурных компонентов и взаимосвязей.

Стратегия жизни в системе ориентирования личности

“Проникновение” социальной теории в жизненный мир личности требует соответствующего концептуального и методологического аппарата.

В значительной мере это удалось сделать представителям феноменологической и всей “понимающей” традиции в социальной науке. Она опирается на собственный фундамент теоретических построений и методологических принципов. В гораздо меньшей степени к изучению жизненных проблем личности подошла социальная теория, базирующаяся на системном или функциональном подходе.

Однако, благодаря работам теоретиков функционализма (Т.Парсонса, Н.Лумана и др.), ее возможности существенно расширились. На основе системного анализа проведено ряд исследований жизненной активности личности в отечественной социальной и психологической науке.

Каково же место жизненной стратегии в структуре человеческой деятельности? Определив их вначале как феномен идеальной сферы жизнедеятельности личности, мы тем самым указали смысловые границы данного понятия. Они входят непосредственно в систему ориентирования личности, которая направляет и регулирует ее реальное поведение наряду с системами мотивации, волевого решения и контроля. В процессе жизнедеятельности личности ориентирование выполняет функцию осознания (рефлексии) жизни с точки зрения ее образа, смысла, ценностей, норм и целей.

Таковы необходимые, но далеко не достаточные предпосылки системы жизненного ориентирования.

Чтобы стать компонентами ориентирующей деятельности личности, они должны войти в ее реальную жизненную практику и превратиться в практические установки (ориентации). Кроме того, они должны быть идентифицированы личностью и приняты в качестве исходных условий жизнедеятельности.

Этот процесс можно представить следующим образом: восприятие жизни как целостной или дифференцированной реальности (появление перцептивных ориентаций), распознавание и понимание образов жизни, недоступных для непосредственного восприятия и определяющих сам способ жизни (возникновение смысложизненных ориентаций), оценка и приписывание значений жизненным явлениям и событиям (образование ценностных ориентаций), согласование реального или воображаемого поведения с жизненными нормами (функционирование нормативных ориентаций), определение направленности и характера действий по достижению личностно значимых результатов (формирование целевых ориентаций). Отметим также, что каждый предыдущий этап процесса ориентирования личности богаче по своему идеальному содержанию последующего, а каждый последующий этап имеет большую практическую значимость, чем предыдущий.

Таким образом, указанные жизненные ориентации является элементами системы ориентирования личности. Они находятся между собой в иерархических связях.

Например, в терминах диспозиционной теории личности их можно условно распределить на три неравномерные группы: высшие диспозиции (перцептивные, смысложизненные и ценностные ориентации), обобщенные установки (нормативные ориентации) и ситуативные установки (целевые ориентации). С точки зрения пространственно-временных параметров жизненные ориентации подразделяются на целостные (интегративные) и частичные, широкомасштабные и локальные, кратковременные и долговременные, перспективные и ретроспективные.

Итак, в структуре деятельности жизненные стратегии тождественны перспективному уровню системы ориентирования человека. Они включают, с одной стороны, перцептивные (образные), смысложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориентации и соответствующие им способности, а, с другой, разнообразные технологии и механизмы стратегического поведения. В качестве сферы приложения стратегий выступают конкретные жизненные события и ситуации.

Покажем в таблице место и взаимосвязи жизненных стратегий (стратегических ориентаций) в системе ориентирования личности (см. табл. 6).

Таблица 6.

Подсистемы

Типы ориентаций личности

ориентирования личности

Перцептивные

Смысложизненные

Ценностные

Нормативные

Целевые

Подсистема стратегического ориентирования

Восприятие и предвосхищение будущего

Распознавание и осмысление будущего

Оценивание будущего, приписывание ему значений

Введение системы регуляции и контроля над будущими событиями

Определение предполагаемых или ожидаемых в будущем результатов

Подсистема оперативного (повседневного) ориентирования

Восприятие текущих событий жизни

Понимание повседневной жизни

Оценка текущих событий по степени их значимости

Использование ситуативных правил и средств контроля

Формулирование и решение текущих жизненных задач

Подсистема ретроспективного ориентирования (ориентирования в прошлом)

Восприятие и переживание событий прошлой жизни

Припоминание и осмысление прошлого

Оценивание прошлого опыта жизни

Выработка критериев и правил для ориентации в прошлом

Выдвижение ретроспективных целей и задач

Поясним содержание исходных понятий.

Стратегическое ориентирование (жизненные стратегии) распространяется на события будущей жизни и предопределяет во многом их характер и содержание. Оперативное ориентирование детерминирует в значительной степени текущие, повседневные жизненные события. Ретроспективное ориентирование относится главным образом к событиям прошлой жизни, хотя уже свершившимся, но по-прежнему остающимся по тем или иным причинам в сфере внимания личности. Чаще всего жизненное событие является областью действия разных типов (подсистем) ориентирования.

Например, такое событие как день рождения человека есть проекция его стратегических ориентаций (как желаемого и планируемого события), оперативных ориентаций (как центрального события данного периода) и ретроспективных ориентаций (как воспоминания и сравнения с предыдущими или другими днями рождения).

Пространственно-временные рамки жизненных событий задаются различными ситуациями. Жизненные ситуации характеризуют внешнюю и внутреннюю среду жизни личности, локализованную во времени и пространстве. Они определяют не только материальное окружение ее событий, но и служат своеобразным фоном для конкретных ожиданий и ориентаций личности. В соответствии с тремя типами жизненных событий различают личные, социальные и культурные ситуации.

По определению Э.Гоффмана социальная ситуация рассматривается как окружающая среда “взаимно наставляющих (monitoring) возможностей в любом месте, где индивид находит себя доступным истинным значениям и смыслам (nakedsenses) других присутствующих, также в свою очередь считающих себя доступными ему”. Другими словами, она представляют собой сценическую площадку, на которой разыгрывается социальное событие и осуществляется постановка действий его многочисленных участников.

Культурная ситуация определяет благоприятную или неблагоприятную среду для появления и дальнейшего становления новых образцов, ценностей и стандартов жизни. В зависимости от характера ведущих ориентаций жизненные ситуации могут быть также перцептивными, коммуникативными (смыслообразующими), оценочными, нормативными (желательными) и целенаправленными.

Таким образом, в социальной теории жизненные стратегии личности изучаются одновременно как социальные ориентации (в смысле направленности на достижение желаемого социального положения в будущем путем включения в те или иные социальные группы) и как культурные ориентации (в смысле стремления к общественным идеалам и принятия культурных норм и ценностей). В последнем случае каждому элементу стратегии жизни соответствует определенный реальный или воображаемый культурный образец.

Поэтому в ходе комплексного и системного изучения жизненной стратегии ее структура приобретает многоуровневый вид (в ней выделяются собственно индивидуальные или личные, социальные и культурные ориентации). Другими словами, стратегии жизни определяют личное (индивидуально-субъективное), социальное и культурное будущее личности. Личное будущее связано, как правило, с самыми сокровенными, интимными сторонами жизни человека. Оно в значительно меньшей степени, чем социальное и культурное будущее, может служить предметом изучения и моделирования в науке.

Жизненные стратегии личности различаются между собой по характеру ведущей ориентации или доминирующей форме активности. Они подразделяются нами на несколько типов: индивидуалистические, коллективистские и персоналистические стратегии, стратегии благополучия, успеха и самореализации. При этом каждому из указанных типов стратегического ориентирования личности соответствует та или иная модель жизненного поведения. Всего можно выделить три таких модели — жизнеобеспечение, жизнестроительство и жизнетворчество.

Анализ указанных типов стратегий и моделей их реализации на поведенческом уровне позволяет установить определенные связи, зависимости и сформулировать на этой основе рабочие гипотезы. На разных стадиях формирования жизненных стратегий доминирующее значение приобретает тот или иной аспект их социального содержания: на стадии выбора и построения — социально-личностный и социально-культурный, а на стадии презентации — социально-организационный.

Подведем теперь краткий итог комплексного изучения социальной динамики личности.

– Социальная динамика личности имеет два ракурса научного рассмотрения: с одной стороны, она проявляется в процессах и механизмах социализации, а, с другой, в той или иной форме активности, направленной на созидание и конструирование собственной жизни.

– Активность личности понимается не только в широком смысле (как способ взаимодействия с миром, в том числе с обществом), но и в узком смысле (как сознательная и созидательная деятельность личности как члена общества).

– Непосредственной предпосылкой и условием активности выступает активная жизненная позиция личности.

– Личность как носитель активной жизненной позиции оказывается способной к сознательному конструированию собственной жизни; она становится субъектом жизненных стратегий — компонента общей системы ориентирования личности, “отвечающего” за формирование ее желательного будущего в соответствии с идеалами и ценностями общества.

– Наиболее высокой формой социальной активности является гражданская активность — способ участия в делах гражданского общества; ей соответствует стратегия гражданского участия.

– В ходе гражданской активности и самодеятельности личности формируются ее особые качества, получившие название гражданственности.

5. Социальная типология личности

В результате разнообразных по своему содержанию процессов социализации формируются определенные типы личности. Приведем примеры философских и научных интерпретаций, разработанных в психологии, антропологии и социологии.

5.1. Примеры типологии личности в учениях прошлого

Религиозные, философские и медицинские системы уже давно дали нам прекрасные примеры эффективного использования различных типологий человека в практике его исследования, консультирования и лечения.

Еще в глубокой древности были предприняты попытки выделить основные типы характеров и темпераментов человека с целью воздействия на него. Так, согласно Аюрведе и Чжуд-ши тело человека состоит из пяти элементов — эфира (пространства), воздуха (ветра), огня (жара), воды (жидкости) и земли (твердого вещества). /12/ (Как известно, слово Аюрведа санскритского происхождения. Оно образовано от двух корней: аюс — “жизнь” и веда — “учение”, “знание”. Это означает “знание о жизни” или “учение о повседневной жизни”. Основные понятия: “пракрити” — первопричина всех вещей и явлений, которая выступает как несознательное начало мира; “пуруша” — второй тип высшей реальности, характеризующий чистое сознание; “гуны” — универсальные силы мироздания: “саттва” — гуна сущности, света и удовольствия, “раджас” — гуна энергии, движения и активности, “тамас — гуна инерции и пассивности. В результате космической эволюции возникают Махат (зародыш огромного мира объектов) и Буддхи (разумное начало Махата, его интеллект), а также Аханкара (эго). На этом основании выделяются основные психосоматические типы. Из эфира и воздуха образуется Вата, из огня и воды — Пита, из земли и воды — Капха. Эти три типа управляют всеми биологическими и психологическими функциями человека. Вата контролирует движения, Пита заведует обменом веществ, Капха определяет и поддерживает конституцию организма и форму его органов./13/ (См.: Аюрведа: древнее учение о совершенном здоровье. СПб., 1999)

Всего существует семь ярко выраженных типов людей, в том числе три типа монодошных (“Желчь”, “Ветер”, “Слизь”), три типа двудошных (“Ветер — Желчь”, “Ветер — Слизь” и “Желчь — Слизь”), а также один тип уравновешенных людей, у которых все доши занимают относительно равные доли.

В Древнем Риме еще во II веке до н.э. можно встретить известное описание четырех основных темпераментов человека: холерический (греч. chol — желчь), меланхолический (греч. melas chol — черная желчь), сангвинический (лат. Sanguis кровь) и флегматический (греч. phlegma — лимфа). /14/( И.П.Павлов (1849–1936) в своих исследованиях подтвердил правомерность использования подобной типологии. Он выделил следующие типы: 1) сильный, уравновешенный и подвижный (сангвиник); 2) сильный, уравновешенный и инертный (флегматик); 3) сильный и неуравновешенный (холерик); 4) слабый (меланхолик).)

В философских учениях XIX — XX века разрабатываются разные типологии личности, не имеющие строгих критериев выделения типов.

Немецкий философ и эстетик Ф.Шиллер (1759–1805) определил контрастные типы человека художественной культуры — наивный и сентиментальный. Другой немецкий философ Ф.Ницше (1844–1900) установил различие между аполлоническим и дионисийским типами человека. В дальнейшем указанное деление было использовано Р.Бенедикт для характеристики типов культуры индейцев Северной Америки. Далее. Известный американский философ У.Джемс (1842–1910) подразделял всех мыслящих людей на идеологов и позитивистов. Идеологи — это люди принципов и идей. Позитивисты в большей степени практически ориентированы. Они основываются преимущественно на эмпирическом опыте. А у немецкого физика и философа В.Оствальда (1853–1932) можно найти своеобразную классификацию гениальных людей, которых он делит на классиков и романтиков.

5.2. Научные классификации и типологии личности

Психологическая и социально-психологическая типология

В психологических учениях XX века наиболее известны типологии Э.Шпрангера, К.Хорни, К.Юнга и Э.Фромма.

Немецкий философ и психолог Э.Шпрангер (1882–1963) — автор книги “Типы людей” (1922), в которой описаны шесть типов личности. Каждому из них соответствует определенный вид активности: 1) теоретический (стремление к раскрытию истины, рационализм и критический подход); 2) экономический (стремление к выгоде и практичность); 3) эстетический (стремление к гармонии и образному построению мира); 4) социальный (любовь к людям, склонность к самопожертвованию и служению); 5) политический (любовь к власти и лидерству); 6) религиозный (поиск смысла жизни и единства мироздания, вера в сверхъестественное).

К.Хорни (1885–1952) рассматривал три типа личности: (1) уступчивый (ориентация на людей); (2) обособленный (от людей) и (3) враждебный (против людей). У К.Юнга (1875–1961) разработана типологическая модель личности, согласно которой существует два основных психологических типа — экстраверты и интроверты. Каждый из них подразделяется в свою очередь на несколько подтипов: мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный./15/ (Юнг К. Психологические типы. СПб., 1995.)

На этих типологических различиях основаны идеи соционики. Ее представители подразделяют все типы человека на экстравертов и интровертов, рациональных и иррациональных, логиков и этиков, сенсориков и интуитов. В результате их комбинирования получается 14 типов (интуитивно-этический экстраверт, сенсорно-логический интроверт и т.д.)./16/ (См.: Филатова Е. Соционика для Вас. СПб., 1994)

У Э.Фромма (1900–1980) типы личности исследуются сквозь призму характеров. Он выделяет, как известно, пять социальных типов характеров (рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный и продуктивный), а также некрофильный и биофильный характеры.

В современной отечественной литературе следует выделить типологическую модель личности К.А.Абульхановой. Она использует типологию как метод системного исследования активности личности. В качестве типологических признаков выделяются общий уровень активности, характер притязаний, а также характеристики саморегуляции — способность каждого опираться либо на внешние, либо на внутренние опоры, степень самостоятельности и уверенности, удовлетворенность собственными или внешними критериями — личностная организация времени и некоторые другие.

В зависимости от повышения или понижения активности были установлены типы (1) инициативной личности, опирающейся на ответственность; (2) инициативной личности, не опирающейся на механизмы ответственности; (3) безынициативной, пассивной личности. По характеру притязаний выявились две группы людей: (1) с установкой на успех; (2) с установкой на неуспех, в том числе лица, избегающие неуспеха посредством повышения ответственности, и лица, которым свойственная мотивация поражения.

По уровню саморегуляции (сохранения уверенности, степени открытости-закрытости) и обращения к внешне-внутренним критериям) были выделены четыре типа: (1) открытый тип, зависящий от одобрения окружающих; (2) нейтральный тип, уверенный в своих внутренних критериях и не зависящий от признания или непризнания окружающих; (3) чрезмерно закрытый тип, у которого негативное отношение к внешним оценкам блокировало его собственную саморегуляцию; (4) неуверенный тип, сохраняющий заниженную самооценку независимо от одобрения или критики./17/ (См.: Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1999. С. 54)

В зависимости от способа регуляции времени выделяются следующие типы личности: (1) стихийно-обыденный тип (зависимость от событий жизни, ситуативность поведения, отсутствие личной инициативы), (2) функционально-действенный тип (эффективная организация времени, событийность жизни), (3) созерцательный тип (пассивность, отсутствие четкой организации времени), (4) творчески-преобразующий тип (оптимальное сочетание активности и успешной регуляции времени)./18/ (Там же. С. 80–81.)

Антропологическая типология

Среди представителей социальной и культурной антропологии наиболее известны типологические модели личности Р.Линтона, А.Кардинера, М.Мид.

Р.Линтон (1893–1953) является не только одним из создателей ролевой теории личности, но и автором концепций базисной личности и статусной личности. Под базисной личностью он понимал особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности./19/(См.: Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. С. 97) Базисная структура личности передается из поколения в поколение посредством культуры.

Р.Линтону принадлежат также концепция “статусной личности”. По его мнению, совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом, порождает статусную личность или конфигурацию личности, свойственную большинству индивидов данного общества, занимающих данный статус./20/ (См.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998. С. 406.) Общие элементы статусных личностей того или иного общества рассматривались Линтоном как базисный тип личности.

По мнению американского психолога А.Кардинера (1891–1981), изменения в социальной организации неизбежно ведут к радикальной перестройке базисного типа личности.

В дальнейшем концепция базисной личности была пересмотрена. Многие исследователи подвергли сомнению саму возможность найти единый определитель базисного типа личности. С целью эмпирического обоснования базисных характеристик было введено понятие “модальная личность”. Ее авторами считают Ф.Боаса (1858–1942) и К.Дюбуа (р. 1903).

Модальная личность — это наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не базисная структура, разделяемая членами данного общества. В этом состоит принципиальное различие двух концепций. Первая поддается эмпирической верификации, а вторая — практически нет.

С точки зрения Ф.Боаса, понятие “модальная личность” используется при описании отношений между личностью и культурой в следующих случаях:

1) если большинство членов общности не могут иметь одну и ту же структуру личности (факт отсутствия базисной структуры);

2) если данная общность может быть описана через типовые характеристики личности, которые чаще встречаются в ней и подаются при этом сравнению.

Социологическая типология

В социологической литературе разработаны типологические схемы Р.Мертона и Р.Дарендорфа.

Р.Мертон разработал собственную типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам. Все разновидности поведения укладываются в несколько классов:

1) конформист — лояльный член общества, принимающий одобряемые в нем культурные цели и институциональные средства;

2) новатор — член общности, достигающий своих целей неинституциональными, в том числе незаконными средствами;

3) ритуалист — человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели, ради которых осуществляется деятельность;

4) изолированный тип — личность, которая отходит (изолируется) как от культурных целей, так и от институциональных средств;

5) мятежник — личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.

Еще один западный социолог Р.Дарендорф, рассматривая личность как продукт развития культуры, выделял четыре типа: человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага, например, крестьянин, воин, политик и пр.); человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением); человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности); человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).

Опыт разработки комплексной типологии

В научной литературе встречаются удачные попытки комплексной типологизации личности по тем или иным социальным критериям. Приведем для сравнения наиболее значимые, с нашей точки зрения, социальные типологии личности, взяв за основу черты или комплексы качеств (см. табл. 7).

Таблица 7.

Устойчивые ориентации и характеристики личности

Характер взаимодействия с другими
(К.Хорни)

Внешняя или внутренняя ориентация
(К.Юнг)

Доминирующие ценности
(Э.Шпрангер)

Тип социального характера
(Э.Фромм)

Отношение к целям и средствам
(Р.Мертон)

Уровень активности (К.А.Абульханова)

1) уступчивый (ориентация на людей);
2) обособленный (от людей);
3) враждебный (настроенный против людей)

1) экстраверт (ориентированный на других);
2) интроверт (ориентированный на себя, свой внутренний мир)

1) теоретический;
2) экономический;
3) эстетический;
4) социальный;
5) политический;
6) религиозный

1) рецептивный;
2) эксплуатирующий;
3) накапливающий;
4) рыночный;
5) продуктивный

1) конформист;
2) новатор;
3) ритуалист;
4) изолированный тип;
5) мятежник

1) стихийно-обыденный;
2) функционально-действенный;
3) созерцательный;
4) творчески-преобразующий

 

 

В заключение данного параграфа отметим наиболее важные положения, относящиеся к характеристике типов личности.

– В истории философии и науки известные многие типологии личности, разрабатываемые с учетом мировоззрения того или иного автора.

– Различия между определенными вариантами социальной типологии личности не закреплены четко; каждая из наук, изучающих типы личности, вырабатывает собственные, порой произвольные критерии типологического анализа.

– Психологический подход к типологизации личности связан с выделением психологических особенностей (характера, черт и пр.), обусловливающих ее развитие в сходных ситуациях жизни и деятельности.

– Антропологический подход характеризует культурное и этническое сходство людей, общие черты их национального характера.

– Социологический подход выражает общие характеристики ролевого поведения людей, их отношения к целям и средствам деятельности в типичных ситуациях.

– В комплексном подходе к типологизации личности используются разные конкретно-научные типологии.

Таким образом методология комплексного изучения является наиболее полным и адекватным способом познания личности как целостного психосоциального и социокультурного феномена.

Вопросы для закрепления материала:

1. Каково место каждой из наук в системе человекознания?

2. Как соотносятся между собой понятия “человек”, “родовой человек”, “индивид”, “индивидуальность” и “личность”?

3. В чем заключается специфика социологического подхода к определению личности? Сопоставьте его содержание с философским, психологическими и антропологическим подходами.

4. Как понимается фундаментальная структура личности в философии, психологии и социологии?

5. Что такое социальная структура личности? В чем состоит основное содержание концепции социальных статусов и ролей?

6. Какое место занимают диспозиции в социальной структуре личности?

7. Что понимается в науке под социальной динамикой личности? Можно ли рассматривать социализацию как динамический процесс?

8. В каких терминах описывается в социальной науке социализация личности? Приведите свое понимание основных форм, этапов, агентов и механизмов социализации.

9. Какую роль играет активность в процессах социальной динамики личности? Что следует понимать под активной жизненной позицией личности?

10. В каких случаях активность становится источником формирования жизненной стратегии личности? Как она влияет на ее гражданскую позицию?

11. Почему ученые интересуется социальной типологией личности? Приведите примеры из учений мыслителей прошлого.

12. Чем различаются между собой психологическая, антропологическая и социологическая типологии личности?

 

Литература для дополнительного чтения:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1999.
2. Активность и жизненная позиция личности. М., 1988.
3. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности // Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984.
4. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
5. Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). М., 1998.
6. Весна Е.Б. Понятия “личность” и “индивидуальность” в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии. 1999. № 4.
7. Кон И.С. Социологическая психология. М., 1999.
8. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
10. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990.
11. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
12. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998.
13. Ольшанский В. Личность в российской социологии и психологии // Социология в России. М., 1998.
14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
15. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.
16. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 2. М., 1998.
17. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная онтология. М., 1999.
18. Резник Ю.М. Человек и общество // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. Вып. 3.
19. Русская идея. М., 1992.
20. Толстых А.В. Личность: историческая семантика и проблема понятийного определения // Философские исследования. 1995. № 3.
21. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.
23. Юнг К. Психологические типы. СПб., 1995.
24. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975